Способы, совокупность приемов практической реализации принципа коммуникативности на занятиях по языку. К. т. присущи следующие параметры:
a) мотивированность как функционально-речевая обусловленность любого речевого поступка и деятельности ученика в целом;
б) целенаправленность как наличие речевой стратегии и тактики и ориентированности на конечную цель;
в) личностный смысл деятельности учащегося по овладению иноязычной культурой;
г) речемыслительная активность как постоянная вовлеченность в процесс общения, заключающаяся в непосредственном (т.
е. вербальном) либо опосредованном (т. е. мыслительном) решении речемыслительных задач общения;
д) индивидуальность отношения ко всему, что составляет образовательный процесс;
е) ситуативность как соотнесенность речевой деятельности с ситуацией;
ж) образовательная ценность учебного материала;
з) проблемность как способ организации, введения и интерпретации материала;
и) контактность трех видов: эмоциональная, смысловая, личностная;
к) взаимодействие участников образовательного процесса (координация, взаимопомощь и т. п.);
л) связь речевой деятельности с различными формами деятельности - учебно-познавательной, трудовой, бытовой и т. п.;
м) функциональность как признание ведущей роли функции, а не формы речевых единиц;
н) новизна как постоянная вариативность всех компонентов образовательного процесса;
о) эвристичность (см. эвристический метод обучения) как антипод произвольному заучиванию и воспроизведению заученного. По мнению разработчиков К. т., «только соблюдение всех перечисленных параметров на оптимальном уровне каждого из них дает право назвать образовательный процесс коммуникативным» (Пассов, 1999, с. 439).